Ссылки для упрощенного доступа

  • Радио Свобода Спутник
    • Радио Свобода Спутник

      Последние видеотрансляции

      • Выпуск видеоновостей Радио Свобода

    • Дальше в видеоэфире

      • 11:00 — 11:05

        Выпуск видеоновостей Радио Свобода

      • 12:00 — 12:05

        Выпуск видеоновостей Радио Свобода

      • 13:00 — 13:05

        Выпуск видеоновостей Радио Свобода

    • Радио Свобода

      Слушать прямой эфир

      • 03:05 — 04:00

        Live Археология. Любовь на ладони

    • Далее

      • 04:00 — 04:05

        События минувшего дня

      • 04:05 — 05:00

        Время Свободы 17 мая: Вырезать пьянку из «Иронии судьбы»

      • 05:00 — 05:05

        События минувшего дня

  • На уходящей неделе в СМИ появилась информация, что интернет-поисковик «Спутник», запущенный компанией с государственным участием «Ростелеком» почти ровно три года назад, может быть закрыт или переориентирован на другие задачи. Только первоначальные инвестиции в проект составили около 20 миллионов долларов.

    Поисковая система «Спутник» была представлена на Петербургском экономическом форуме в конце мая 2014 года. Ее курировал вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов, за год до этого пришедший в контролируемую государством компанию из индустрии (Басов участвовал в создании сервиса статистики SpyLog, запускал сервис контекстной рекламы «Бегун», работал в холдинге «ФИНАМ»). Кроме того, в 2013 году «Ростелеком» выкупил пакет своих акций у Константина Малофеева, члена попечительского совета «Лиги безопасного интернета» и одного из вдохновителей законопроектов, ограничивающих свободу информации в интернете. Все это давало основания надеяться, что задачи «Спутника» хотя бы отчасти рыночные, как и подчеркивал Басов, утверждавший, что государство не будет навязывать пользователям использование поисковика. В то же время перспективы «Спутника» на высококонкурентном рынке поисковых машин, где успеха не удалось добиться даже системе Bing от Microsoft, сразу же вызывали сомнение у экспертов. Обсуждалось, что «Спутник» может оказаться полезным, если его удастся интегрировать с государственными электронными услугами. Однако этого так и не произошло.

    Несколько человек, близких «Ростелекому», рассказали газете «Ведомости», что «Спутник» так и не стал популярным у пользователей и теперь система будет либо закрыта, либо переориентирована на другие задачи. Его доля на поисковом рынке не превышает 1 процента, число переходов через поисковые запросы «Спутника» на другие сайты в минувшем апреле едва перевалило за 100 тысяч. Собеседники «Ведомостей» утверждают, что у проекта есть интересные технологии в области Больших данных и машинного обучения, которые «Ростелеком» может попробовать применить в инфраструктуре электронного правительства или анализе оттока аудитории. Представитель «Ростелекома» Андрей Поляков подтвердил «Ведомостям», что стратегия развития поисковой системы пересматривается. По данным газеты, окончательное решение компания примет до 1 июля.

    «Спутник» в каком-то смысле оказался подобием «Зенит-арены»

    Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, с 2001 по 2005 год заместитель генерального директора холдинга «Рамблер», считает, что история «Спутника» – показательный пример того, что государственные структуры не способны эффективно разворачивать крупные проекты в интернете: «Спутник» должен был продемонстрировать, что государство сейчас возьмется и сделает в интернете все своими руками. И это оказалось абсолютным пшиком или просто растратой. Это настораживает, потому что огромное количество российских чиновников делают ставку на получение больших ресурсов, чтобы создавать госпроекты. В основном, это компании-интеграторы, которые работают на госзаказе. Они привыкли работать в условиях отчетности, умеют мастерски оформлять бумаги, сдавать документы. «Спутник» в каком-то смысле оказался подобием «Зенит-арены». Это недостаток компетенции в органах власти и на этапе планирования, и на этапе долгосрочной стратегии, слишком большая надежда на свои силы. Она, конечно, разбивается, когда они выходят такое на конкурентное поле, как интернет. Если вы делаете какие-то продукты, они должны быть достаточно хорошего качества, иначе люди не будут ими пользоваться. Они должны быть достаточно удобными. Они должны быть сделаны с пониманием того, что людям нужно. А это то, что хуже всего получается у государственных компаний».

    Засурский отмечает, что одна из главных проблем больших государственных интернет-проектов – кадровый голод. Госкомпании не имеют возможность обеспечить сотрудникам конкурентные зарплаты или предложить интересные условия по приобретению акций. «Есть традиция в госкомпаниях, она еще от ВПК идет, что все большие работы должны быть у ответственных людей. Раньше были партийные эксперты – это бывшие военные, чекисты. А менеджеры или всякие там инженеры вообще не должны получать хорошие большие деньги. Это очень противоречит тому, как американцы у себя с этим разобрались, сделав главным героем интернет-революции именно инженера», – объясняет Засурский. Фактически «Спутник» был развитием полузабытой поисковой системы KM.RU (в конце 1990-х она конкурировала с «Яндексом» и «Рамблером», но затем практически лишилась доли на рынке), технологии и команду которой приобрел «Ростелеком». 25,1% акций «Спутника» принадлежат основателям «КМ медиа» Вячеславу Рудникову и Василию Васину. Засурский сомневается, что команда, работавшая над «Спутником», могла наработать уникальные технологии:

    – Я не думаю, что у них есть какие-то уникальные компетенции. У них была интересная история, когда их хотели сделать, насколько я понимаю, поисковиком по «Госуслугам». Но это опять использование административных рычагов, инструментов, чтобы забрать долю рынка, чтобы забрать пользователей. Я не считаю, что это правильная стратегия в интернете. А в РФ она является сейчас доминирующим бизнес-процессом. Все, так или иначе, заключают соглашение с чиновниками, с государством, с крупными компаниями. С помощью административного давления и каких-то других ресурсов, компенсируя нехватку качества, продуктов, перераспределяют в свою пользу долю рынка. А в интернете эта тактика не проходит.

    Это Земля, на которой торжествуют зомби. Зомби, которые умеют делать правильные бумажки, делать правильную отчетность

    Первоначальные инвестиции в «Спутник» составили 20 миллионов долларов, общий объем вложенных в проект средств «Ростелеком» не раскрывает. Согласно данным базы СПАРК-Интерфакс, в 2015 году выручка «Спутника» составила 136,6 млн рублей, убыток – 150,5 млн рублей. «В принципе, большая часть государственных инвестиций не очень эффективна. Есть проекты откровенно провальные, а есть проекты, которые скрывают свой провал. Есть проекты, которые никогда не признают провал и продолжат получать финансирование. Это Земля, на которой торжествуют зомби. Зомби, которые умеют делать правильные бумажки, делать правильную отчетность. Но вот иногда такие компании, как «Ростелеком», все-таки начинают задумываться, почему они должны финансировать проекты государства. Они сейчас уже управляются не Малофеевым. Они не являются частью его бизнеса. У них свои задачи. Они хотят купить «Теле-2″. Им нужны деньги какие-то, чтобы возродить те проекты, которые приносят доходы», – объясняет Иван Засурский.

    По мнению Засурского, «Ростелеком» мог бы продолжить развивать «Спутник», если бы предложил технологии и команду партнеру с коммерческого рынка и дополнительно инвестировал в проект несколько десятков миллионов долларов. Но в рамках задачи повышения эффективности и сохранения расходов, о которой заявил представитель «Ростелекома» Поляков, это вряд ли возможно. Вероятно, «Спутник», как и космический аппарат, давший системе название, станет памятником государственным технологическим проектам, только с обратным знаком.

    Уважаемые посетители форума РС, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.